БЫСТРЫЙ ЗАПРОС НА РАСЧЕТ

Таможенный союз ЕАЭС – особенности работы

ЕАЭС страны участникиЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международное экономическое объединение, включающее пять стран: Россию, Казахстан, Беларуси, Армению и Киргизию. Союз пришел на смену ЕвраАзЭс и начал свое функционирование лишь в 2015 году, хотя соглашение об его организации было подписано главами стран еще в 2014 году.

Главная цель ЕАЭС – обновление национальных экономик всех стран-партнеров и увеличение их конкурентной способности на мировой арене.

Таможенный союз ЕАЭС сформирован на основе Таможенного союза ЕврАзЭс, ранее заключенного между тремя странами СНГ – Россией, Казахстаном и Белоруссией, но закончившим свою работу в 2014 году. Таможенные границы ЕАЭС были определены с учетом его единой таможенной территории, что упрощает международные грузоперевозки. В дальнейшем, при вхождении Армении и Киргизии, границы ЕАЭС были перенесены в соответствии с территориями этих двух государств.

В ЕАЭС принят единый таможенный тариф (ЕТТ) – комплекс таможенных пошлин, которые установлены с учетом действующей ТН ВЭД ЕАЭС на товары, импортируемые из третьих стран. Однако, каждый член Союза имеет право самостоятельно формировать сезонные пошлины и применять их в течение 6 месяцев вместо тарифов, предусмотренных ЕТТ, или устанавливать размеры ввозные пошлины на определенную продукцию. Список товаров утверждается специальной Комиссией на основании подписанного таким государством договора о присоединении к Союзу. В частности, каждая страна оставила за собой право определять размер таможенных пошлин на экспортируемый газ, нефть и нефтепродукты в третьи страны, которые не используются в торговле между государствами ЕАЭС.

Снижение таможенных пошлин

Тарифные преференции ЕАЭС: когда действуют?

При ввозе на территорию ЕАЭС продукции, произведенной в развивающихся и наименее развитых странах, действуют тарифные преференции на ввозные пошлины. Для наименее развитых стран их размер составляет 0%,а для развивающихся стран – 75% от их действующего уровня.

К развивающимся странам относят 103 государства, из которых главные бенефициары – Бразилия, Турция, Парагвай, Аргентина, Китай, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. Доставка грузов из Китая является наиблее востребованной. Сегодня 22 страны из этого списка достигли высокого уровня доходов, что является основанием для их исключения.

Список наименее развитых стран, получивших такой статус по классификации ООН, включает 49 стран. Среди них основными бенефициарами являются: Бангладеш, Эфиопия, Малави, Мьянма, Афганистан и Камбоджа.

Какие товары попадают под торговые преференции?

К преференциальным товарам относятся преимущественно сельскохозяйственная продукция, а также сырье и полуфабрикаты, которые удовлетворяют ряду условий:

  • произведены или подвержены достаточной обработке или переработке в развивающейся и наименее развитой стране;
  • закуплены в развивающейся и менее развитой стране для ввоза на территорию ЕАЭС;
  • имеют удостоверение и сертификат о происхождении товара по форме «А», оформленный в соответствии с существующими требованиями Союза;
  • удовлетворяют всем требованиям административного сотрудничества ЕАЭС.

Как осуществляются перевозки в ЕАЭС?

Основная задача ЕАЭС – формирование единой транспортной системы, создание евразийских транспортных коридоров и общего рынка транспортных услуг. Изначально, государства ЕАЭС, находясь в составе СССР, имели единую транспортную систему, функционирование которой было нарушено в результате дезинтеграционных процессов, прошедших на постсоветском пространстве после его распада. Все решения Совета направлены на восстановление единого транспортного пространства и свободного перемещения товаров на территории ЕАЭС. В результате этого, была установлена разрешительная система на двухсторонние и транзитные перевозки, осуществляемые между странами-членами Союза автомобильным, железнодорожным и водным транспортом на его территории. Таким образом грузоперевозки в Армению, доставка грузов из Беларуси и перевозки между другими странами участниками значительно упростились.

Перевозки в ЕАЭС

Евразийская интеграция в действии

  • Автотранспортный контроль осуществляется на внешней границе ЕАЭС в определенном порядке: выборочно в передвижных и стационарных пунктах, расположенные вдоль международных маршрутов.
  • Международные автоперевозки грузов проходят без специальных разрешений. Карту-допуск на транспортное средство, обязательно оформляемое при осуществлении международных перевозок, не требуется предоставлять при пересечении границы ЕАЭС. 
  • Упрощен порядок таможенного декларирования автотранспорта, который зарегистрирован на территории ЕАЭС и выполняет международную перевозку с выездом за его пределы порожним. Таким автомобилям достаточно предоставить на таможне свидетельство о госрегистрации транспортного средства.
  • Введены унифицированные внутригосударственные тарифы, действующие при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
  • Установлены ценовые пределы изменения внутригосударственных тарифов и определены условия их применения при проведении транзитных грузоперевозок.
  • С начала 2016 года действует Программа либерализации каботажных грузоперевозок автотранспортом, которая полностью заработает в 2024 году. На ее основании с 2016 по2017 год разрешено совершать одну попутную каботажную перевозку в направлении государства-регистрации при условии, что международная перевозка из страны ЕАЭС завершена.
  • Введено предварительное информирование таможенных органов о ввозе в ЕАЭС товаров автомобильным и ж/д транспортом.

В ближайшее время Коллегия ЕЭК рассмотрит проект по требованиям и порядку выдачи сертификатов безопасности, действующих на железнодорожном транспорте. Главная его цель – снижение количества нарушений, которые ежегодно фиксируются при организации грузоперевозок.

Также заработает ОТЛК – единая транспортно-логистическая компания, необходимая для устранения проблем, которые имеются на ж/д транспорте в странах ЕАЭС и приводят к снижению эффективности его работы. Предполагается, что она объединит ведущих ж/д контейнерных операторов, имеющуюся логистическую инфраструктуру и грузовые терминалы в единую систему. В дальнейшем, компания должна будет предоставлять транспортные услуги по принципу единого окна при осуществления контейнерных ж/д грузоперевозок на территории ЕАЭС.

Таможенные льготы в ЕАЭС

В ЕАЭС разрешено ввозить товары из стран третьего мира на льготных условиях, то есть с учетом сниженной ставки или при полном освобождении от ввозной пошлины. В их перечень входят:

  • ценные бумаги стран Союза;
  • товары, ввозимые иностранным учредителем в виде вклада в уставной капитал компании в срок, установленный учредительным договором;
  • гуманитарная помощь;
  • продукция морского промысла государств ЕАЭС;
  • средства, необходимые для ликвидации стихийных бедствий и катастроф;
  • продукция, ввозимая в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космоса;
  • валюта государств-участниц ЕАЭС, стран третьего мира;
  • благотворительная помощь, оказываемая международными фондами или правительствами третьих стран.

Исключение составляет экспорт в ЕАЭС подакциозных товаров – на них таможенные льготы не распространяются.